Смех за кадром в фильмах появился из фокус-групп. Телевизионные продюсеры "обкатывали" шутки на массовке. И, если никто не смеялся, шутку меняли на другую. Потом кому-то пришла в голову идея оставить в фильме эту звуковую дорожку – в кинотеатрах зрителям подсказывали, в каком месте смеяться. Было множество исследований, которые доказали, что за компанию человек смеется гораздо больше, чем в одиночестве.
В обязанности американского звукорежиссера Чарльза Дугласа входила доработка реакции зрителей на шутки – смех за кадром. Если массовка смеялась вяло – Дуглас вставлял запись с дополнительным смехом. Если слишком долго (и это начинало мешать сюжету) – он укорачивал смех. Это называлось "подслащиванием". Стоимость массовки постоянно росла и Дугласу пришла в голову идея заменить людей техникой.
И он разработал машину, похожую на пишущую машинку, которая смеялась на разные голоса, кричала и аплодировала. Сегодня усовершенствованный вариант этой машины применяется повсюду.
И сразу вспоминается Хлебников с его «Заклятием смехом» (1908) О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево, Усмей, осмей, смешики, смешики, Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!
И еще смех за кадром похож на плакальщиц, которых нанимают во время похорон, для того, чтобы лучше передать атмосферу горя.
#