• Город-герой Севастополь

  • #севастополь #немного длиннопост
  • Графская пристань.


    Графская пристань расположена на южном берегу Севастопольской бухты и выходит на главную площадь города. Со стороны площади Нахимова Графскую пристань венчает белоснежная колоннада, построенная в 1846 году. На этом месте располагалась первая севастопольская пристань, именно сюда прибыла императрица Екатерина II, по указу которой был основан Севастополь. До сегодняшнего дня пристань остается в центре городских мероприятий и праздников.


    Памятник Героям-комсомольцам


    Монумент установлен в честь бессмертных подвигов, совершенных молодыми людьми-комсомольцами в боях за Севастополь в 1941–1942 годах, чтобы запечатлеть в веках бесстрашие и отвагу севастопольской молодежи.
    У подножия монумента Героям-комсомольцам была замурована капсула с обращением севастопольской молодежи 60-х к комсомольцам 90-х годов. 5 мая 1995 года капсулу вскрыли и тогда же заложили новую. Ее послание предстоит прочитать в 2017 году.

    Вскрытие капсулы 1995 год. (Увы текста послания я не нашел)






    Ветераны и молодёжь, фото 1980х годов



    Память о павших за Родину, фото 1980х годов

    Мемориал "Вечный огонь" и стелла освободителям Севастополя на Сапун-горе

    virtual-sevastopol.r... Диорамы Сапун-Горы

    Герои Севастополя, Сапун-Гора, 1986



    Знамёна Славы, Парад Победы 9 мая, 1980


    Десантники


    Парад 1986 года


    День Военно-Морского Флота, 1980



    Вечный Огонь



    У вечного огня 9 мая 1973 года был открыт пост у мемориальной стены в честь героической обороны Севастополя 1941-1942 гг. Вечный огонь с возложенными к нему цветами, как знак памяти о воинах, погибших при освобождении Севастополя от немецко-фашистских захватчиков.
    Право первыми заступить в почетный караул на пост № 1 было предоставлено учащимся школы № 44. И с тех пор ежегодно около 3.000 юношей и девушек в составе почетного караула заступают на пост № 1.
    Сегодня через пост проходят учащиеся 45 школ города. Севастопольский пост № 1 является единственным постоянно действующим из 148 постов бывшего СССР. И в этом его уникальность и неповторимость.

    Пионеры у памятника Корнилову


    Под руководством В, А. Корнилова за короткий срок была построена линия сухопутной обороны, где наряду с пехотинцами успешно защищали Севастополь моряки, установившие на бастионах орудия, снятые с кораблей. Заслугой руководителя обороны была всеобщая мобилизация не только воинов, но и населения города на отпор врагу. И здесь большую роль сыграли высокие личные качества адмирала: его храбрость, твердая воля, гибкий ум, который позволял смело внедрять в дело обороны Севастополя все, что служило на пользу защитникам.
    Корнилова знали и любили ссвастопольцы: он был из тех командиров, кто ежедневно объезжал боевые позиции, не считаясь с опасностью для жизни, беседовал с воинами, вдохновляя их в трудные минуты. Его часто видели на самых опасных местах обороны, и потому беспрекословно верили н подчинялись распоряжениям.
    Спустя сорок один год после гибели адмирала, на Малаховой кургане 5 октября 1895 г., был открыт памятник В. А. Корнилову. Авторы - генерал-лейтенант А.А. Бильдерлинг н скульптор академик И.Н. Шредер. На высоком постаменте - фигура смертельно раненного адмирала. Приподнявшись, он опирается левой рукой о землю, а правой указывает на сражающийся город. У подножия скульптуры - фигура матроса, который готовится зарядить орудие.
    Памятник, ставший украшением Малахова кургана, в годы Великой Отечественной войны фашисты не пощадили: бронзовую часть вывезли в Германию, а постамент взорвали. Севастопольцы и моряки-черноморцы не могли допустить, чтобы один из лучших памятников города погиб безвозвратно. К 200-летию Севастополя на прежнем месте вновь поднялась скульптурная композиция, многие годы составлявшая неотъемлемую часть облика Малахова кургана. Авторы проекта - скульптор М.К. Вронский и архитектор В.Г. Гнездилов - воспроизвели утраченный памятник, полностью сохранив замысел и композицию первых его авторов.
    И снова на священном для севастопольцев месте возвышается фигура легендарного адмирала. На постаменте приведены его последние слона: "Отстаивайте же Севастополь!". Ниже надпись: "Генерал-адъютанту, вице-адмиралу В. А. Корнилову, смертельно раненному на этом месте 5 октября 1854 г.". Здесь же перечислены суда, которыми командовал В. А, Корнилов, и сражения, в которых он отличился.

    Салют над Северной бухтой, 1986



    У Музея Черноморского флота, 1980е


    Военно-исторический музей Черноморского флота основан в 1869 г. по инициативе участников обороны Севастополя 1854-55 гг., разместился в доме одного из руководителей обороны генерала Э. Тотлебена. На главном фасаде - знаменитый "севастопольский знак": крест и число 349, означающее количество дней обороны. Семь залов экспозиции рассказывают об истории Черноморского флота с XVIII по ХХ в. Свыше 30 тыс. экспонатов. Представлены макеты боевых кораблей, личные вещи военачальников и др. Во дворе установлены орудия, якоря и прочие элементы корабельного оснащения. В сквере напротив музея установлен памятник разведчикам Черноморского флота (1984 г.).
    virtual-sevastopol.r... Виртуальная панорама


    Комета в Артбухте, 1980е


    Комета — серия морских (первый в этом классе) пассажирских теплоходов на подводных крыльях.
    Разработан в 1961 году. Серийно производились в 1964—1981 годах на Феодосийском судостроительном заводе «Море» (всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт) и в 1962—1992 годах на Потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов).
    Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись лениградским заводом Звезда.

    Знаменитый мостик на Приморском бульваре


    Его еще называют «драконий» или «гербовый» - один из символов Севастополя и единственное место, где сохранился исторический герб города. Не только барельеф с гербом города, но и сам мостик, и весь комплекс планировки этой части Приморского бульвара, который сложился к 1905 году вокруг памятника Затопленным кораблям, должен быть неприкасаем. Это зримое олицетворение особого духа Севастополя или, как модно говорить сегодня, особой ауры величественного города, которую ощущает всякий, кто вступает на его землю.

    Памятник Затопленным кораблям


    Вспоминая ту "Предмировую" войну и затопление кораблей Черноморского флота, чаще всего называют дату 11(23) сентября 1854 года, когда на траверзе Константиновской и Александровской батарей стали на дно корабли "Варна", "Силистрия", "Селафаил", "Три святителя", "Уриил" и два фрегата: "Сизополь" и "Флора". Но после осенне-зимних штормов, вследствие частичного разрушения этой преграды, в ноябре-декабре пришлось дополнительно затопить корабль "Гавриил" и корвет "Пилад". Так общее число парусных судов на линии заграждения достигло девяти.
    А 13(25) февраля 1855 года на дно Севастопольской бухты между Михайловской и Николаевской батареями стали корабли "Двенадцать апостолов", "Ростислав", "Святослав" и фрегаты "Кагул" и " Мессемврия". Через трое суток, 16(28) февраля, к ним присоединился фрегат "Мидия". Так, шестью судами была образована вторая линия заграждения.
    Команды 15 затопленных военных судов пополнили ряды защитников севастопольских бастионов.
    Многие факты говорят о том, что вопрос защиты Севастопольской бухты обсуждался задолго до начала военных действий. Поэтому ещё с 1853 года начали проводить различные мероприятия по проверке эффективности береговых батарей. В августе 1854 года для этой цели пожертвовали одним старым купеческим бригом. Пользуясь попутным ветром, на нём поставили паруса, закрепили руль и пустили его плыть под выстрелами всех береговых орудий. Но каково же было всеобщее удивление, когда судно получило только незначительные повреждения, а в фортах от учащённых выстрелов, наоборот, появились заметные трещины... Так пришли к не простому, но самому разумному выходу из создавшегося положения: в помощь береговым батареям поперёк фарватера поставить на дно устаревшие парусные суда.
    С одной стороны, мысль правильная, а с другой... топить свои собственные корабли страшно даже подумать. Поэтому окончательная формулировка такого решения требовала не столько тактической мудрости, сколько мужества и решительности.
    9 сентября на военном совете начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал Корнилов предложил выйти в море и всеми силами атаковать корабли противника, а в случае неудачи сцепиться на абордаж и умереть со славой, взорвав себя и часть неприятельского флота. Но командир линейного корабля "Селафаил" капитан 1-го ранга Зорин решился высказать иную точку зрения. Он предложил затопить поперёк входа в бухту часть старых судов, а моряков свести на берег, и там, на бастионах, защищать Севастополь. С этим предложением согласились многие, в том числе и командир эскадры вице-адмирал Павел Степанович Нахимов.
    Эффективность такого действия признал и неприятель:
    - Если бы русские не заградили вход в Севастопольскую бухту, затопив пять своих кораблей и два фрегата, я не сомневаюсь, что союзный флот после первого же выдержанного им огня проник бы туда с успехом и вступил бы из глубины бухты в сообщение со своими армиями, – писал командовавший французским флотом вице-адмирал Гамелен.
    Ключом к быстрой и лёгкой победе была Севастопольская бухта. Но даже явное преимущество нападавших не могло принести им успеха. Предпринятая ими морская атака севастопольских батарей закончилась конфузом, многие их корабли получили серьёзные повреждения и поспешили оказаться вне досягаемости выстрелов русских бомбардиров.
    Позднее для захвата бухты англичане придумали более радикальное средство... Трудно судить, какой бы мог быть толк от их изобретения, и не получили бы они так же "по ушам" как в контрминной войне, однако на этот раз вмешалась сама природа. 2 ноября во время шторма ушёл на дно винтовой пароход "Принц", который вёз секретное оружие для подрыва затопленных русских судов, заградивших вход в Севастопольскую бухту.
    Но как это ни покажется странным, самую большую опасность представляли не вражеские корабли и даже не их "секретное оружие", а то искреннее и честное, но всё же ошибочное убеждение, что корабли в бухте вообще не нужно было топить. Некоторые исследователи даже после войны придерживались того мнения, что заграждение фарватера затопленными кораблями было ошибкой.
    Поэтому надо отдать должное главнокомандующему князю Меншикову, что он настоял именно на таком поистине спасительном решении.
    Не будем забывать, что целью англо-франко-турецкой коалиции был захват всего Крыма. И падение Севастополя в начале кампании делало этот план не таким уж фантастическим.
    Без преувеличения можно сказать, что заграждение фарватера существенно уменьшило возможности противника и явилось первым решающим фактором, повлиявшим на ход войны. Многократно превосходящий по силе и возможностям неприятельский флот значительно утратил своё опасное преимущество без единого выстрела и практически без потерь с нашей стороны.
    Затопленные корабли меньше всего заслуживали быть названными потерей. Именно они в обороне больше всех и участвовали, закрыв путь к победе всему неприятельскому флоту.
    Когда через 349 дней после начала обороны русское героическое войско оставило южную сторону, неприятельские армии, доведённые за время осады до крайнего морально-психологического истощения, о Крыме уже не мечтали. И европейские политики были вынуждены отказаться от своих "наполеоновских" планов.
    11 месяцев слабо укреплённый город сковывал многократно превосходящие силы противника. О беспримерном героизме державших оборону доблестных воинах с уважением писали газеты даже тех государств, которые всё новыми и новыми силами пытались стереть с лица земли непобедимые бастионы.
    349-дневная эпопея Севастополя прославила его защитников на весь мир.

    Через 50 лет после героической обороны в память о затоплении кораблей, на второй линии заграждения, недалеко от бывшей Николаевской батареи, в море, в десяти саженях (23 м) от берега возвели монумент. Со стороны набережной его восьмигранный пьедестал украсила небольшая (50 х 75 см) бронзовая картина, на которой величественно и грозно скрещивают мачты идущие на дно корабли. Тогда же родилось и первое название: "памятникъ затопленiя кораблей". Именно так он упомянут в сообщении строительной комиссии, которая объявила о полном завершении работ 29 июля 1905 года.
    С тех пор прошло больше века, и у памятника сложилась своя история, такая же удивительная и уникальная, как и сам монумент.

    Например, мало кому известно, что после передачи мемориального сооружения в ведение городской управы, так до сих пор и не состоялось его торжественное открытие. Помешали далеко не праздничные события русско-японской войны и начало первой русской революции.
    В 30-40-е годы Монумент получил очередное наименование: "колонна памяти погибшим морякам" (за всю историю в справочниках, путеводителях и периодической литературе у Памятника встречается более 10-ти различных названий).
    Движимые благими побуждениями борцы с пережитками прошлого предлагали заменить над орлом императорскую корону на звезду с электроосвещением. Возможно, именно тогда с короны сняли крест и придумали легенду, что на капители памятника "бронзовый орёл держит в клюве лавровый венок".

    Другой удивительный факт: несмотря на самое опасное расположение, он каким-то непостижимым образом выстоял в горниле Великой Отечественной и в мае 1944 года встретил освободителей.
    Уже в самом начале войны, рано утром 22 июня 1941 года, между Монументом и берегом взорвалась одна из первых мин, сброшенных в Севастопольскую бухту (другая, неразорвавшаяся, была обнаружена водолазами рядом с этим местом в июле 2005 года). Здесь в ходе боевых действий падали бомбы и летали снаряды. А 9 мая 1944 года передовые отряды красной армии, подойдя к набережной Приморского бульвара, увидели в море не только чудом уцелевший Памятник, но и горящий рядом с ним немецкий танкер "Продромос". На многих фотографиях того времени хорошо виден громадный шлейф чёрного дыма, который вырывался из подбитого фашистского танкера, лежащего у подножья Памятника Затопленным кораблям.

    Немецкий танкер у Памятника затопленным кораблям в мае 1944 года.


    Горящий танкер.



    Оборона Севастополя музей (панорама)



    В середине XIX столетия у стен Севастополя решалась судьба Крымской войны. Англия и Франция пытались вытеснить Россию с Балканского полуострова и бассейна Черного моря. Одиннадцать долгих месяцев отборные силы противника, имея численный перевес и преимущество в вооружении, стояли у стен Севастополя. В марте 1856 года был заключен Парижский мирный договор, который не принес полной победы ни одной из воюющих сторон.
    virtual-sevastopol.r... Виртуальная панорама


    35-я береговая батарея


    Музейный историко-мемориальный комплекс Героическим защитникам Севастополя «35-я береговая батарея» создан на месте трагических событий окончания обороны города в июне-июле 1942 года. Согласно результатам послевоенных исследований, по показаниям очевидцев—участников этих событий, по документам и данным из немецких источников здесь были оставлены без боеприпасов, продовольствия, воды, медицинской помощи, пленены около 80–ти тысяч бойцов Приморской армии и Черноморского флота.
    Самые трагические события происходили в районе 35–й береговой батареи, где был в последние дни собран Военный Совет СОР. Здесь был сконцентрирован практически весь командный состав, бойцы 109 стрелковой дивизии, остатки 388 стрелковой дивизии, 7–й и 8–й бригады морской пехоты, отдельные сводные батальоны из различных стрелковых полков и стрелковых бригад из состава СОР. По разным сведениям до 30 тысяч раненых находились там, где сохранялась готовой к посадкам и взлетам жестко охраняемая взлетная полоса Херсонесского аэродрома. Отсюда в ночь с 30 июня на 1 июля 1942 года Севастополь покинуло командование СОР, некоторая часть партийных и советских работников и командиров. Здесь фашистами производились первые расстрелы коммунистов, политработников, лиц еврейской национальности, тяжелораненых военнопленных. На этом месте погибли и не были захоронены тысячи героических защитников Севастополя.
    virtual-sevastopol.r... Виртуальная панорама

    krym.livejournal.com... больше истории


    Малахов курган


    Во время обороны Севастополя в 1854-1855 годов Малахов курган был ключевой позицией левого фланга оборонительной линии. На эту высоту с конца января 1855 года направляла свои основные атаки французская армия.
    Во время Крымской войны на Малаховом кургане находился главный бастион Корабельной стороны. Ко дню первой бомбардировки, 5 октября 1854 года, здесь было 7 батарей с 34 орудиями (в конце обороны - уже 9 батарей с 76 орудиями). На них были установлены подлинные корабельные пушки времён Крымской войны, отлитые из чугуна, они имели вес от двух до семи тонн.
    оборанительная башня на Малаховом курганеНа вершине кургана, в его юго-восточной части находится полукруглая двухъярусная оборонительная башня - одно из немногих крепостных сооружений середины XIX века, уцелевших в Севастополе.
    Дважды за свою историю, в годы Крымской и Великой Отечественной войн, башня становилась свидетельницей кровопролитных боёв, укрывала под своими сводами защитников этой высоты.
    В последний день обороны, 27 августа 1855 года, после захвата французскими войсками Малахова кургана в Оборонительной башне засело около сорока солдат Модлинского резервного пехотного полка и несколько матросов. Защитники башни несколько часов вели неравный бой с противником.
    Встретив ожесточённое сопротивление, противник поджёг башню, но, боясь взрыва порохового погреба, вынужден был погасить огонь. Только обстрел гранатами из мортиры прекратил неравную борьбу.
    Расстреляв все патроны, защитники Оборонительной башни прекратили героическое сопротивление, продолжавшееся несколько часов.
    Потеря оборонительной башни и Малахова кургана предрешила исход 349-дневной обороны Севастополя.
    К 50-летию первой обороны города оборонительная башня была восстановлена как памятник. В 1902-1905 годах была произведена реставрация фасада и внутренних помещений башни. На её стенах укрепили мраморные доски с названиями частей, которые защищали Малахов курган в 1854-1855 годах. Тогда же на местах всех девяти батарей соорудили мемориальные обозначения.
    К 1905 году на Малаховом кургане построили мемориальные стенки из крымбальского камня на местах бывших батарей. Также была реконструирована противоштурмовая батарея, а на месте батареи Сенявина - установлены орудия первой обороны.
    В годы Великой Отечественной войны прославленный Малахов курган, как опытный воин, вновь занял своё место в строю.
    корабельные орудия на Малаховом курганеОсенью 1941 года на его вершине установили два 130-миллиметровых орудия с повреждённого эсминца «Совершенный». Командовал батареей, получившей № 111 (затем № 701), капитан-лейтенант А.П. Матюхин. Артиллеристы батареи капитан-лейтенанта А.П. Матюхина размещались в оборонительной башне. Севастопольцы назвали её батареей «Малахов курган».
    В ходе боевых действий в дни второй героической обороны оборонительная башня была вновь разрушена. И после освобождения города от фашистов её вторично реставрировали.
    23 февраля 1958 года, в день 40-летия Советских Вооруженных Сил на оборонительной башне Малахова кургана вспыхнул Вечный огонь, который зажёг бывший командующий Черноморским флотом и Севастопольским оборонительным районом Герой Советского Союза вице-адмирал Ф.С. Октябрьский.
    старинные пушки на Малаховом курганеВ 1958 году возле оборонительной башни, на том месте, где в период первой обороны стояли батареи, установили орудия того времени - старинные пушки и «единороги». На месте противоштурмовой батареи стоит 36-фунтовая корабельная пушка образца 1803 года. Её отлили в 1808 году. Ствол орудия без станка весит около 2950 кг. А рядом - крепостной «единорог» образца 1838 года. Вес ствола также около трёх тонн.
    Почти все орудия, установленные на кургане, доставили с территории Морского завода, где их использовали как кнехты. А одно их них обнаружили на Малаховом кургане, на месте бывшей батареи № 17 (Сенявина). Эта 36-фунтовая пушка весит 2754 кг. Отлили её в 1848 году на Александровском заводе.
    virtual-sevastopol.r... Виртуальная панорама


    Объект №825


    Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты — вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.
    Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.
    virtual-sevastopol.r... Виртуальная панорама


    От себя добавлю, Севастополь - это город с богатой историей, Город-герой. Мой пост повecтвует лишь о малой части этой истории, ваше любопытство и тяга к знаниям может завести вас гораздо дальше, и я больше чем уверен, что вы не будете разочарованы однажды посетив этот город.
    Собрал и склеил с просторов интернета специально для Webdiscover

    Modesty


    Всем добра! :)

modesty

Последние кому понравилось:Всего: 7

  • Комментарии
  • дата
  • рейтинг
1
Форос это не совсем Севастополь)
Но старые фото было интересно посмотреть!

#

Наверх