• Чуйский тракт от перевала Чике-Таман до слияния рек Чуя и Катунь...

  • #дорога #горы #природа
  • Чуйский тракт начинает свой разбег от старинного сибирского города Бийска – от моста через Бию – и устремляется в глубь алтайских гор. Широкой лентой вьётся он то по живописным долинам бурных рек Катуни и Чуи, то поднимается серпантином на высокие горные перевалы, пробиваясь сквозь бомы и скалы, неизменно вызывая восхищение всех, кто хоть однажды проезжал здесь. Во времена Тамерлана торговые люди хаживали в этих местах по Мунгальской тропе, которую затем стали именовать Чуйской, поскольку именно вдоль Чуи – самого значительного правого притока Катуни – эта самая Чуйская тропа и проходила, служа купцам русским и алтайским, монгольским и китайским торговым путём. Первые сведения об этих торговых связях датированы 1788 годом, когда купцы возили свои товары на ярмарку в верховья Чуи по вьючной тропе, которая была настолько узкой, что передвигаться по ней можно было только верхом на лошадях или верблюдах. С 70-х годов XIX века силами местного населения – в порядке трудовой повинности – началось постепенное переустройство вьючного пути в колёсную дорогу. В 1893-1894 годах детальное исследование Чуйской тропы, с целью переустройства её на колёсный путь на всём протяжении, провёл военный инженер Вараксин, предложивший ряд вариантов обхода бомов (бом – местное название отвесных скал, уходящих в пропасть). В 1911 году Чуйский тракт перешёл в ведение Министерства путей сообщения, которое в 1913-1914 годах провело технические изыскания для улучшения дороги. А возглавил изыскательскую партию техник путей сообщения В. Я. Шишков – будущий выдающийся русский писатель (автор романов «Угрюм-река» и «Ватага», путевых заметок «По Чуйскому тракту», цикла рассказов «Чуйские были» и др.). Вячеслав Яковлевич предложил правобережный по отношению к Катуни вариант,
    впоследствии утверждённый и воплощённый в жизнь. В течение 1931-1934 годов было проложено 363 км дороги с каменным покрытием (гравийное и щебёночное шоссе), возведены деревянные мосты через реки Берёзовку и Ишу (общей протяжённостью 161 п. м.), построено и перестроено большое количество средних и малых мостов, труб и других искусственных сооружений, а на перегоне Кор-Кечу – Еломан провели большие скальные работы, что позволило ликвидировать несколько паромных переправ. 1 января 1935 года Чуйский тракт сдали в эксплуатацию и перевели в ведение «ГУшосдор» НКВД СССР. В этом же году было завершено строительство деревянного моста (256 п. м.) через Катунь у п. Усть-Сема, а в 1936-м построен уникальный «висячий» мост системы инженера Цаплина (144 п. м.) через Катунь у п. Иня. С постройкой этих мостов ликвидировали две последние переправы. В 1936-1946 годы автодорога официально называлась «Чуйский военизированный тракт» (ЧВТ). В годы Великой Отечественной войны на ЧВТ регулярно проводились работы по расширению полотна дороги и проезжей части на бомах. В послевоенные годы работы по устройству чёрного покрытия продолжались, проводились также работы по переводу грунтово-улучшенных участков дороги в гравийные. В 1961 году Чуйский тракт удлинили – составной частью он вошёл в систему дороги «Новосибирск-Бийск-Ташанта». При этом он по-прежнему именуется Чуйским (с шоферской поправкой: от Бийска до Ташанты – настоящий Чуйский тракт, а от Бийска до Новосибирска – присоединённый) и по-прежнему ведёт постоянные многопрофильные работы, причём не только по содержанию дороги, но и по её реконструкции.

id26168

Последние кому понравилось:Всего: 2

  • Комментарии
Пока что комментариев к данной новости нет, но Вы можете быть первым.
Наверх